СЕМИНАРЫ РОЖДЕСТВЕНСКОГО Д.С.

Институт развития психоанализа
Украинская Лига Психоаналитических Психотерапий

в рамках обучающей программы по психоанализу
проводят семинары

«ТЕОРИИ ПСИХОСЕКСУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ»

«ТЕОРИЯ ОБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

24-26 декабря 2010

Ведущий: Рождественский Дмитрий Сергеевич (Санкт-Петербург, Россия) — психолог-психоаналитик, кандидат психологических наук, супервизор Европейской Конфедерации Психоаналитических Психотерапий (ЕКПП), председатель Тренингового комитета НФП-ЕКПП-Россия, преподаватель Восточно-Европейского Института Психоанализа (ВЕИП), зав. кафедрой «Истории психоанализа», руководитель специализации «Индивидуальная психоаналитическая психотерапия» для терапевтов и психологов.

Целевая аудитория: практикующие или начинающие практику психологи, психотерапевты, студенты психологических факультетов, слушатели обучающих программ и др.

Цель – ознакомление с основными концепциями сексуальности и объектных отношений в психоаналитической теории.

Форма проведения: групповая работа лекционно-семинарского характера. Кол-во 10-30 человек.

Участие в семинаре возможно по предварительной оплате. Стоимость 1200 грн. за три дня.

Место проведения: Институт развития психоанализа, г.Киев, ул. Фрунзе, 31-Б, офис 11, станция метро Тараса Шевченко.

Запись на семинар по телефонам:
+380 44 2275240;
+380 50 5467807;
+380 68 3522925;
Skype — ph-psycho

Программа семинаров

ТЕОРИИ ПСИХОСЕКСУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

1. Психосексуальность: становление теории.

Источники теории: клинический опыт и опыт самоанализа З. Фрейда. Теория травмы. Отказ от теории травмы и переход к теории влечений.

2. Концепция либидо и понятие инстинктивного драйва.

Либидо и Эго-инстинкты в первой дуалистической теории З. Фрейда. Энергетика либидных процессов. Либидо как фактор объединения и интеграции человеческого Я.

3. Теория детской сексуальности З. Фрейда.

Эрогенные зоны и непроизвольные органические проявления. Понятие частичных влечений. Уровни (стадии) развития либидо. Понятия фиксации и регрессии. Этиология перверзий и неврозов.

4. Теория дуальных драйвов (вторая дуалистическая теория З. Фрейда).

Проблема взаимоотношений сексуальности и агрессивности. Инстинкт смерти и его роль в психосексуальном развитии. Современные взгляды на проблему агрессивности и инстинкта смерти.

Концепция Анны Фрейд: динамика взаимоотношений Эго и Ид в психосексуальном развитии. Понятие инстинктной и объектной тревоги. Этиология детских и подростковых неврозов.

Современная теория психосексуального развития: эволюция либидо вкупе с развитием объектных потребностей и отношений. Оральная, анальная, инфантильно-генитальная, латентная, преадолесцентная и адолесцентная (подростковая) стадии. Динамика Эго и Суперэго как отдельный аспект развития. Проблемы формирования полоролевой идентичности.

5. Работа З.Фрейда «Три очерка по теории сексуальности.

К теории полового влечения. Инфантильная генитальная организация.

ТЕОРИЯ ОБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

1. Основные понятия.

Понятие объекта и объектного отношения. Объект и инстинкт. Объект частичный и целостный, внешний и внутренний. Переходный объект. Понятие нарциссизма в теории объектных отношений.

Понятия: проекция-интроекция-интернализация-экстернализация. Другие ключевые понятия теории объектных отношений.

2. Развитие взглядов на проблему объекта.

Первые представления о теории объекта: теория травмы. Объект в рамках теории инстинктов (влечений) З.Фрейда. Объект в рамках структурной теории психики. Современный взгляд на концепцию объекта в трудах З.Фрейда. Дальнейшее развитие теории. Вклад в теорию объектных отношений А.Фрейд, М.Кляйн, Х.Гартмана, Д.Винникотта, Р.Шпица, М.Малер, О.Кернберга и др. авторов.

3. Основные концепции в теории объектных отношений

Концепция А.Фрейд. Эго как результат конфликтов. Защитные механизмы. Динамика развития внутрипсихических структур. Новые взгляды А. Фрейд на роль объекта в раннем развитии: биологическое единство матери и младенца — предварительная стадия объектного отношения — постоянство либидного объекта.

Концепция М. Балинта: развитие М. Балинтом и Ш. Ференци ранней «теории травм». Психология «двух и трех персон». Базисный дефект и «новое начало»: стратегия терапии.

Концепция Д. Винникотта: стадии зависимости. Интеграция — персонализация — начало объектных отношений. Понятие переходного объекта и сферы иллюзий. Мать-объект и мать-окружение. Взгляд Винникотта на агрессию. Анализ материнства.

Концепция Р. Фейрбейрна: развитие как переход от инфантильной зависимости к зрелой. Компенсаторный объект. Защитные приемы Эго: обсессивный, и стерический, фобический, параноидный. Понятие либидного и антилибидного Эго. Структурная теория Эго.

Концепция Р. Шпица: развитие ребенка в течение первого года жизни. Безобъектная стадия. Стадия предтечи объектов. Стадия либидинозного объекта. Факторы нарушения объектных отношений.

Концепция М. Малер: развитие ребенка до трехлетнего возраста. Фаза нормального аутизма. Симбиотическая фаза. Фаза сепарации — индивидуации; подфаза дифференциации, практики, воссоединения, по стоянства либидного объекта.

4. Объектные отношения на разных стадиях развития

Объектные отношения в фаллической фазе (концепции различных авторов). Основные аспекты: триадность отношений, структурализация психики, нарциссический баланс.

Объектные отношения в латентной фазе (концепции различных авторов). Уход от эдиповых отношений. Фантазии «семейного романа» и «близнецов». Групповая активность. Переструктурирование Эго и достижение внутрипсихического баланса.

Объектные отношения в подростковой фазе (концепции различных авторов). Биологические изменения организма. Базовый конфликт подростковости. Групповая подростковая активность. Процесс вторичной индивидуации. Реперсонификация Супер-эго и обретение автономии. Понятие зрелой личности.

Стадии развития личности:

а) Стадия первичного соприкосновения. понятие эндогенной и социальной улыбки.

б) Стадия начала диалога. Симбиотические отношения. Первичный нарциссизм и формирование частичных объектов.

в) Стадия сепарации — индивидуации (диадные отношения).

— Подфаза дифференциации. Роль переходного объекта. понятие совозможности.

— Подфаза практики. Фантазийная активность.

— Подфаза воссоединения и конфликт рапрошман (первый конфликт амбивалентности).

г) Стадия триадных отношений. Второй конфликт амбивантности. Основные аспекты стадии: триадность, структурализация, нарциссический баланс.

д) Латентная стадия. Фантазии «семейного романа» и «близнецов». Групповая активность. Уход от эдиповых отношений. Перестройка Эго.

е) Подростковый период. Биологические изменения. Отказ от эдиповых отношений и перестройка Суперэго. Понятие центральной мастурбационной фантазии. Подростковые группы: роль в перестройке Суперэго и трудности пеиода.

5. Роль теории объектных отношений в современном психоанализе.

Аналитическая ситуация с позиций теории объектных отношений. Проблематика клиента с точки зрения теории. Экстернализация проблемы. Аналитик как вторичный объект клиента. Перенос и контрперенос как проявления взаимодействия внутренних объектов. Психоанализ как процесс изменения мира внутренних объектов клиента.